Версия для слабовидящих

Организация собирается заключать трудовые договоры с работниками, должности (профессии) которых не предусмотрены в штатном расписании. Как следует поступить в данной ситуации?

10.09.2014


Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).

Согласно абзацу третьему части второй ст. 57 ТК РФ одним из обязательных условий трудового договора является трудовая функция работника (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о возможности указания в трудовом договоре конкретного вида поручаемой работнику работы вместо должности, профессии и специальности.

При перечислении правовых новаций, внесенных в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отметил, что указанным законом было уточнено понятие "трудовая функция", которое определяется как работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией или специальностью с указанием квалификации или определяется конкретным видом поручаемой работы (параграф 1 доклада Совета Федерации Федерального Собрания РФ 2006 "О состоянии законодательства в РФ", одобренный постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 16.03.2007 N 2-СФ).

Указание на возможность принятия на работу так называемых "внештатных работников" можно встретить в некоторых нормативно-правовых актах о труде, в соответствии с которыми для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых работодателем услуг, работодатель вправе осуществлять привлечение, помимо работников, занимающих должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием, других работников на условиях срочного трудового договора (п. 7 Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 N 424н (далее - Рекомендации), п. 2.1.6 Отраслевого соглашения Федерального Агентства лесного хозяйства и Профсоюза работников лесных отраслей РФ по лесному хозяйству РФ на 2010-2012 годы и другое).

То есть потребность принять на работу нового работника может быть обусловлена не только необходимостью выполнения трудовых обязанностей по какой-либо должности, но и необходимостью выполнения конкретных видов работ, которые не входят в трудовые обязанности по какой-либо должности. Например, из п. 6 Рекомендаций следует, что в случае, если работнику поручается конкретный вид работы, квалификационные требования по которой не содержат квалификационные справочники (т.е. не предусмотрена такая должность), вид поручаемой работы рекомендуется оговаривать в трудовом договоре.

Следовательно, при отсутствии той или иной должности в штатном расписании работодатель вправе принять на работу работника для выполнения конкретного вида работ, которые будут перечислены в трудовом договоре с ним. При этом такие работы не должны входить в перечень должностных обязанностей по какой-либо должности, предусмотренной штатным расписанием. По нашему мнению, такое возможно в случаях, когда у работодателя есть потребность в выполнении работником каких-либо не предусмотренных штатным расписанием временных работ либо работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие).

Кроме того, не нужно забывать, что в силу абзаца третьего части второй ст. 57 ТК РФ в указанные в трудовом договоре наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов в случаях, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Следовательно, если выполнение работником той или иной работы дает работнику право на получение тех или иных льгот или компенсаций либо есть какие-либо ограничения в связи с выполнением этой работы, работник должен быть принят именно на работу по должности (профессии, специальности), а перечислять в трудовом договоре должностные обязанности в качестве конкретного вида поручаемой работы неправомерно.

Если кем-либо из принимаемых работников будут выполняться обязанности по определенной должности или профессии, это означает, что такая должность или профессия должна иметься у работодателя и быть предусмотрен штатным расписанием. Поэтому если в трудовом договоре с работником предполагается указание должности, профессии или специальности, а штатное расписание не содержит соответствующей вакантной штатной единицы, то для приема работника на работу необходимо внести изменение в штатное расписание, увеличив количество штатных единиц по соответствующей должности, профессии, специальности. Аналогичную позицию высказывают и представители Роструда (И.И. Шкловец "Практика применения трудового законодательства" // Экономико-правовой бюллетень, N 10, октябрь 2007 г.), а также суды (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 20.04.2012 по делу N 2-435/2012).

Обращаем Ваше внимание, что несоответствие количества работников, принятых по должностям, профессиям, специальностям, количеству штатных единиц, фигурирующих в штатном расписании, может быть расценено как нарушение трудового законодательства, влекущее административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.


Источник: ГАРАНТ.РУ.