Версия для слабовидящих

Можно ли ставить в трудовой книжке увольняемого работника штамп об увольнении и печать отдела кадров?

26.02.2014

 

Проставление в трудовой книжке штампа вместо внесения записи о причине увольнения вручную не вполне отвечает требованиям действующего законодательства. Печать отдела кадров может быть использована в целях заверения записей, произведенных работодателем, при увольнении работника.

 

1. Порядок заполнения трудовых книжек установлен Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила), и Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 (далее - Инструкция).

Согласно п. 1.1 Инструкции записи в трудовой книжке производятся аккуратно перьевой или гелевой ручкой, ручкой-роллером (в том числе шариковой), световодостойкими чернилами (пастой, гелем) черного, синего или фиолетового цвета. Это означает, что записи в трудовой книжке должны производиться вручную. Поэтому проставление вместо записи об увольнении штампа с текстом, содержащим указание на причину увольнения, на наш взгляд, не совсем согласуется с указанным пунктом Инструкции. При этом упоминание о том, что запись, в том числе об увольнении работника, можно внести каким-то другим способом, в Инструкции отсутствует. Следует отметить, что использование штампа допускается Правилами, но только в случае выдачи вкладыша в трудовой книжке (п. 39 Правил). Все это свидетельствует, на наш взгляд, о том, что наиболее правильным было бы внесение всех записей в трудовую книжку вручную при помощи ручки и чернил, за исключением тех случаев, когда тот или иной нормативный акт прямо указывает на возможность (необходимость) использования штампа.

Официальные разъяснения государственных органов по вопросу о возможности использования штампа при внесении записей в трудовую книжку на сегодняшний день отсутствуют. Однако ранее представители Минздравсоцразвития РФ, высказывая свою точку зрения в печатных изданиях, не возражали против использования штампа с наименованием организации при внесении записей в трудовую книжку работников при условии, что он содержит полное или сокращенное (если оно есть) наименование организации. При этом чиновники исходили из того, что такой способ оформления записи не запрещен Инструкцией (смотрите ответ Н.З. Ковязиной на вопрос: "Можно ли при внесении записей в трудовую книжку не вписывать название организации от руки, а ставить штамп?", опубликованный в журнале "Налоговый вестник", N 1, январь 2008 г.).

Анализ судебной практики показывает, что суды лояльно относятся к самому факту существования в трудовой книжке записи, произведенной в том числе при помощи штампа (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 20.09.2012 по делу N 33-8816/2012, в котором судебная коллегия подтвердила неправомерность действий работодателя, не перенесшего в дубликат трудовой книжки работницы наименования учреждений, где она работала, указанные посредством проставления штампов, и признала вывод суда о том, что выданный работнику дубликат не соответствует содержанию оригинала трудовой книжки, правильным)*(1).

Однако нельзя не отметить, что в найденных нами материалах, подтверждающих допустимость использования штампов в трудовой книжке в случаях, прямо не предусмотренных законом, речь идет об использовании штампа при внесении записи в трудовую книжку с наименованием организации, а не с самой фразой о приеме на работу на определенную должность (увольнении работника с указанием причины увольнения).

Мы полагаем, что запись в трудовой книжке об увольнении с использованием штампа, содержащего сведения об основании увольнения, не вполне отвечает требованиям законодательства, поэтому не исключаем, что риск признания действий работодателя по внесению такой записи неправомерными, хоть и незначительный, но существует.

2. Пунктом 35 Правил установлено, что при увольнении работника все записи, внесенные в его трудовую книжку, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника.

В настоящее время какой-либо общей нормы, регламентирующей порядок использования печатей юридических лиц, не существует. Однако единообразные требования к печатям юридических лиц различных правовых форм установлены положениями различных законов, регулирующих их деятельность. Так, согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение имеет печать с полным наименованием на русском языке. При этом ни указанный закон, ни другие нормативные акты не содержат ограничений по количеству печатей, которые могут быть использованы такой организацией в процессе ее деятельности.

Мы считаем, что если печать отдела кадров учреждения соответствует требованиям законодательства, то есть содержит полное наименование на русском языке, то такая печать и при наличии слов "Отдел кадров" должна признаваться печатью работодателя. В этом случае заверение ею записей в трудовой книжке, по нашему мнению, не будет противоречить п. 35 Правил.



Источник: ИА "ГАРАНТ".