Версия для слабовидящих

Должна ли организация сохранить за работником место работы и выплачивать ему среднемесячную заработную плату?

11.04.2014

 

Место работы и средний заработок за сотрудником, призванным на срочную военную службу, не сохраняются. Такой сотрудник подлежит увольнению.

Призыв работника на военную службу является одним из оснований прекращения с ним трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ). Поскольку прекращение трудового договора означает прекращение трудовых отношений между работником и работодателем (ст.ст. 15 и 16 ТК РФ), то место работы за уволенным работником не сохраняется. Соответственно, не подлежит сохранению за ним и средний заработок.

Однако следует иметь в виду, что абзацем третьим п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) за гражданами, работавшими до призыва на военную службу в государственных организациях, в течение трех месяцев после увольнения с военной службы сохраняется право на поступление на работу в те же организации на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу. При этом понятие "государственная организация" в Законе N 76-ФЗ не определено. Отсутствует оно и в других нормативных правовых актах.

Близкие же по смыслу термины не отличаются однообразным подходом к определению круга таких организаций. Так, имеющийся в законодательстве термин "организации государственного сектора" не охватывает государственные унитарные предприятия (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). В то же время другие нормативные правовые акты относят указанное юридическое лицо к организациям с участием государства (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Учитывая, что имущество государственного унитарного предприятия продолжает принадлежать на праве собственности государству (п. 2 ст. 113 ГК РФ), а государство в лице РФ или субъекта РФ является его единственным учредителем (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"), полагаем, что такое предприятие, хотя и является коммерческой организацией, может считаться государственной организацией в смысле, придаваемом этому термину п. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ.

Следовательно, в рассматриваемом случае работник, призванный на срочную военную службу, имеет право в течение трех месяцев после увольнения с нее вновь трудоустроиться в унитарное предприятие на должность не ниже занимаемой им на сегодняшний день.

Обращаем Ваше внимание на то, что и при реализации данной нормы государственными организациями речь не идет о сохранении за увольняемым работником прежней должности, так как рассматриваемая норма гарантирует лишь право на поступление на работу на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу при ее наличии в организации.

Конституционный Суд РФ в своем определении от 04.07.2002 N 197-О указывает, что отсутствие вакансий на прежнем месте работы (например, в связи с сокращением численности работников или по иной причине) не противоречит закону и не препятствует гражданину, уволенному с военной службы, реализовать свое право на труд путем обращения в структуры службы занятости, занимающиеся трудоустройством и профессиональным обучением бывших военнослужащих.



Источник: ИА "ГАРАНТ".