Версия для слабовидящих

Как оплачивается проезд к месту использования отпуска

29.05.2014

В связи с увеличением количества обращений граждан по вопросу оплаты стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, Государственная инспекция труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре поясняет, что трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрено право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах России к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа самому работнику, а также неработающим членам его семьи. Работникам внебюджетной сферы размер, условия и порядок компенсации таких расходов устанавливается коллективным или трудовым договором, другим локальным актом, при составлении которых они должны руководствоваться «Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами», утвержденной  Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2. Конституционный суд РФ в очередной раз напомнил, что у работодателей в коммерческой сфере есть аналогичная обязанность.
Льгота на проезд для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за счет работодателя установлена ст. 325 ТК РФ и ст. 33 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для бюджетников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон № 4520-1). Этот закон определяет, что гарантии и компенсации, в том числе размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда, для работников организаций, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем и осуществляются за счет его средств. Практика применения указанной нормы неоднократно являлась предметом рассмотрения высших судов.
Так, в июле 2010 г. Конституционный Суд РФ вынес Определение от 06.07.2010 № 1083-О-О. Заявительница по этому делу, работавшая в коммерческой фирме, обжаловала в суде компенсацию стоимости проезда, установленную коллективным договором, но в меньшем, чем у бюджетников, размере. Суд напомнил, что ст. 325 ТК РФ и ст. 33 Закона № 4520-1 предписывают работодателям, не относящимся к бюджетной сфере, определить либо в коллективном договоре, либо в локальном нормативном акте условия и порядок выплаты работникам сумм на оплату стоимости проезда к месту отдыха.
Тем не менее, Конституционному Суду РФ пришлось вернуться к этой теме в постановлении от 09.02.2012 № 2-П (далее - постановление № 2-П). В деле, которое рассмотрел суд, работодатель отказал работнице в выплате компенсации расходов на проезд.
В постановлении № 2-П отмечено, что предоставление работодателям, не относящимся к бюджетной сфере, права самим устанавливать условия компенсации в коллективных договорах или локальных нормативных актах, предполагало гарантию участия работников в принятии таких решений и возможность учитывать реальное экономическое положение организации. Законодатель связал предоставленную в ст. 325 ТК РФ гарантию исключительно с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях. Поэтому она должна распространяться на всех лиц, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, то есть независимо от правового положения работодателя. И работодатель, не относящийся к бюджетной сфере, не может лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации.
Конституционный Суд РФ также не исключил права федерального законодателя установить минимальный размер компенсации расходов либо предусмотреть иные меры, которые обеспечивали бы северянам возможность использовать отпуск за пределами регионов с неблагоприятным климатом.
По мнению Верховного Суда Российской Федерации, выраженного в Определении от 11 марта 2011 г. N 60-В10-4, в силу ч. 1 ст. 6 Трудового кодекса РФ льготы и компенсации для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, предусмотренные в главе 50 Трудового кодекса РФ, являются обеспечиваемым государством уровнем трудовых прав, свобод и гарантий работникам, независимо от того, с какими работодателями они состоят в трудовых отношениях. Уровень этих гарантий и компенсаций установлен федеральным законом и не может быть снижен в зависимости от условий финансового обеспечения деятельности работодателей различных организационных форм